Тульская область



17 декабря 2012 года N 1860-ЗТО



ЗАКОН
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОТЗЫВЕ ГУБЕРНАТОРА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Тульской областной Думой
13 декабря 2012 года

Настоящий Закон в пределах полномочий, определенных федеральными законами, устанавливает основания и процедуру отзыва губернатора Тульской области.

Статья 1. Основания отзыва губернатора Тульской области

1. Полномочия губернатора Тульской области (далее - губернатор) прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), в том числе в случае его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории Тульской области (далее - область), на основании и в порядке, установленных Федеральным законом N 184-ФЗ, Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), настоящим Законом.
2. Отзыв губернатора возможен по одному из следующих оснований:
1) нарушение губернатором законодательства Российской Федерации и (или) законодательства области, факт совершения которого установлен соответствующим судом. Отзыв по данному основанию не освобождает губернатора от иной ответственности, предусмотренной федеральными законами и законами области;
2) неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение губернатором своих обязанностей, установленное соответствующим судом.
3. Обратиться в Тульский областной суд с заявлением об установлении фактов, указанных в части 2 настоящей статьи, вправе политические партии, их региональные отделения, иные общественные объединения, а также группа граждан Российской Федерации в количестве не менее 100 человек, проживающих на территории области и обладающих активным избирательным правом на выборах губернатора.

Статья 2. Основные принципы голосования по отзыву губернатора

1. В голосовании по отзыву губернатора вправе принимать участие граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом на выборах губернатора (далее - избиратели).
2. Избирателям гарантируется всеобщее равное и прямое участие в тайном голосовании по отзыву губернатора.
3. Голосование по отзыву губернатора (далее - голосование по отзыву) проводится по инициативе граждан Российской Федерации, являющихся избирателями, в порядке, установленном для проведения референдума области, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
4. Округ голосования по отзыву включает в себя всю территорию области.
5. Отзываемое лицо должно иметь возможность дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания отзыва. На всех этапах осуществления отзыва отзываемым лицом может быть использовано право на защиту чести и достоинства, гражданских прав и свобод в суде.

Статья 3. Инициатива проведения голосования по отзыву

Для выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву и сбора подписей избирателей в его поддержку образуется инициативная группа по проведению голосования по отзыву (далее - инициативная группа по отзыву) в количестве не менее 20 человек. Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, являющихся избирателями.

Статья 4. Регистрация инициативной группы по отзыву

1. Инициативная группа по отзыву обращается с ходатайством о ее регистрации (далее - ходатайство) в избирательную комиссию Тульской области (далее - избирательная комиссия области), действующую в качестве комиссии по отзыву.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации в ходатайстве инициативной группы по отзыву должно быть указано основание отзыва губернатора и вступившее в законную силу решение суда, которым установлен соответствующий факт, а также должны быть указаны фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия и номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа каждого члена инициативной группы по отзыву, а также каждого из уполномоченных представителей.
Инициативная группа по отзыву вправе назначить не более 30 уполномоченных представителей.
Ходатайство инициативной группы по отзыву должно быть подписано всеми членами указанной группы.
3. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по отзыву, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения голосования по отзыву.
В протоколе собрания инициативной группы по отзыву должно быть указано количество участников собрания (членов инициативной группы по отзыву), дата, время и место проведения данного собрания, а также принятые на собрании решения: о выдвижении инициативы проведения голосования по отзыву, о назначении уполномоченных представителей инициативной группы по отзыву, об определении почтового адреса и номера телефона для извещения данной группы обо всех вопросах, связанных с подготовкой и проведением отзыва.
Протокол собрания инициативной группы по отзыву должен быть подписан председателем и секретарем данного собрания.
4. Избирательная комиссия области для проверки документов, представляемых для регистрации инициативной группы по отзыву, для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, а также для проверки документов, представляемых для регистрации иных групп по отзыву, своим постановлением может создать рабочую группу из числа членов избирательной комиссии области, работников ее аппарата и привлеченных специалистов.
К такой проверке по согласованию могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов, осуществляющих регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, органов юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации. Их заключения служат основанием для признания сведений, содержащихся в указанных документах, недостоверными. Порядок деятельности рабочей группы устанавливается избирательной комиссией области.
5. Избирательная комиссия области в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по отзыву обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять постановление:
1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям законодательства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) области, настоящего Закона, иных законов области - о регистрации инициативной группы по отзыву;
2) в случае несоответствия указанных ходатайства и документов требованиям законодательства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) области, настоящего Закона, иных законов области - об отказе в регистрации инициативной группы по отзыву.
6. О принятом решении избирательная комиссия области сообщает в средства массовой информации. Постановление избирательной комиссии области о регистрации либо об отказе в регистрации инициативной группы по отзыву подлежит опубликованию в региональных государственных (публикующих официальные акты органов государственной власти области) периодических печатных изданиях (далее - официальное периодическое печатное издание) не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
7. В случае регистрации инициативной группы по отзыву избирательная комиссия области выдает ей регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией области. Указанное регистрационное свидетельство действительно со дня его выдачи и до окончания кампании голосования по отзыву.
8. Регистрация инициативной группы по отзыву может быть отменена судом.

Статья 5. Регистрация иных групп по отзыву

1. После регистрации инициативной группы по отзыву, но не позднее чем за 15 дней до начала периода агитации по отзыву на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, могут создаваться иные группы по отзыву, в том числе для агитации против отзыва.
2. Иные группы по отзыву образуются в количестве не менее 20 человек. Указанную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, являющихся избирателями. Отзываемое лицо также вправе образовать иную группу для агитации против своего отзыва или войти в состав такой группы на правах ее члена.
В качестве иных групп по отзыву могут действовать независимо от своей численности руководящие органы политических партий или руководящие органы их региональных отделений, а также руководящие органы иных общественных объединений или руководящие органы их региональных отделений, устав которых предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке, предусмотренном Федеральным законом, на федеральном уровне или уровне области не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения с инициативой о проведении голосования по отзыву (далее - руководящий орган общественного объединения или руководящий орган его регионального отделения).
3. Иная группа по отзыву обращается с ходатайством о ее регистрации в избирательную комиссию области.
В ходатайстве иной группы по отзыву должно быть указано основное направление деятельности данной группы, в том числе агитация против отзыва, а также должны быть указаны: фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия и номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа каждого члена данной группы, а также каждого из уполномоченных представителей.
Иная группа по отзыву вправе назначить не более 30 уполномоченных представителей.
Ходатайство иной группы по отзыву должно быть подписано всеми членами указанной группы.
4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания иной группы по отзыву, на котором было принято решение о создании данной группы и об основном направлении ее деятельности.
В протоколе собрания иной группы по отзыву должно быть указано количество участников собрания (членов иной группы по отзыву), дата, время и место проведения данного собрания, а также принятые на собрании решения: о создании данной группы, об утверждении основного направления ее деятельности, о назначении уполномоченных представителей иной группы по отзыву, об определении почтового адреса и номера телефона для извещения данной группы обо всех вопросах, связанных с подготовкой и проведением голосования.
Протокол собрания иной группы по отзыву должен быть подписан председателем и секретарем данного собрания, а если в качестве иной группы по отзыву выступает руководящий орган общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения, - лицами, определенными уставом данного общественного объединения.
5. Избирательная комиссия области в течение пяти дней со дня поступления ходатайства иной группы по отзыву обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять постановление:
1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям законодательства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) области, настоящего Закона, иных законов области - о регистрации иной группы по отзыву;
2) в случае несоответствия указанных ходатайства и документов требованиям законодательства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) области, настоящего Закона, иных законов области - об отказе в регистрации иной группы по отзыву.
6. О принятом решении избирательная комиссия области сообщает в средства массовой информации. Постановление избирательной комиссии области о результатах рассмотрения ходатайства и приложенных к нему документов подлежит опубликованию в официальных периодических печатных изданиях не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
7. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией области и которое выдается иной группе по отзыву, действительно со дня его выдачи и до окончания кампании голосования по отзыву.
8. Регистрация иной группы по отзыву может быть отменена судом.
9. В соответствии с законодательством Российской Федерации положения настоящего Закона, регулирующие деятельность инициативной группы по отзыву после ее регистрации, ее членов и уполномоченных представителей, распространяются также на иные группы по отзыву, их членов и уполномоченных представителей, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Статья 6. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву

1. В поддержку инициативы проведения голосования по отзыву инициативная группа по отзыву после ее регистрации должна собрать подписи избирателей.
2. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву, составляет 25 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории области.
Число избирателей, зарегистрированных на территории области, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы".
Избирательная комиссия области обязана письменно уведомить инициативную группу по отзыву о количестве подписей избирателей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву, а также о датах начала и окончания периода сбора подписей избирателей в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву (далее - период сбора подписей избирателей) одновременно с выдачей регистрационного свидетельства.
3. Период сбора подписей избирателей составляет 40 дней.
4. Подписи в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву собираются посредством их внесения в подписные листы, изготовленные по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств специального фонда инициативной группы по отзыву. Подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
5. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву, заполнение и заверение подписных листов осуществляются в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом.
6. Инициативная группа по отзыву обязана составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц. Нотариально удостоверены должны быть следующие сведения об указанных лицах: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дата его выдачи.

Статья 7. Представление подписей избирателей, собранных в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву

1. Для назначения голосования по отзыву уполномоченный представитель инициативной группы по отзыву не позднее дня окончания периода сбора подписей избирателей до 18 часов по московскому времени представляет в избирательную комиссию области следующие документы, связанные с подготовкой и проведением голосования по отзыву:
1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву;
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей;
3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, а также нотариально удостоверенные сведения о них и их подписи;
4) первый финансовый отчет.
2. Подписные листы, представляемые уполномоченными представителями инициативной группы по отзыву в избирательную комиссию области, должны быть сброшюрованы в виде папок (по населенным пунктам, районам (районам в городах), где проводился сбор подписей избирателей) и пронумерованы.
3. Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву должен содержать дату его составления, общее количество представляемых подписных листов и подписей избирателей, общее количество папок с указанием номера каждой из них, а также количества содержащихся в каждой папке подписных листов и подписей избирателей. Протокол об итогах сбора подписей должен быть подписан уполномоченным представителем инициативной группы по отзыву.
4. Количество представляемых для назначения голосования по отзыву подписей избирателей, собранных в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву, может превышать количество подписей, необходимое для назначения голосования по отзыву, но не более чем на 10 процентов.
5. При приеме документов избирательная комиссия области заверяет каждую папку с подписными листами печатью (штампом) избирательной комиссии области, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей, а затем выдает уполномоченному представителю инициативной группы по отзыву подтверждение в письменной форме приема документов, в том числе подписных листов, с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени приема документов.

Статья 8. Проверка подписей избирателей, соблюдения порядка их сбора и проверка соблюдения процедуры выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву

1. Проверке подлежит часть представленных подписей, составляющая 20 процентов от необходимого для назначения голосования по отзыву количества подписей избирателей. Подписи для проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия), порядок проведения которой определяется избирательной комиссией области.
2. При проведении указанной выборки и проверки подписных листов вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по отзыву. О времени и месте проведения выборки и проверки подписных листов избирательная комиссия области обязана сообщить уполномоченным представителям инициативной группы по отзыву не позднее чем за один день до дня их проведения.
3. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения голосования по отзыву, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию области.
4. Признание подписи избирателя достоверной либо недостоверной и (или) недействительной осуществляется по основаниям, предусмотренным Федеральным законом.
5. При обнаружении среди проверяемых подписей 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или недостаточного для назначения голосования по отзыву количества достоверных подписей избирательная комиссия области отказывает в проведении голосования по отзыву.
6. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
7. По окончании проверки подписных листов на основании ведомостей их проверки и иных официальных документов, в которых указаны основания (причины) признания подписей избирателей в соответствующих подписных листах недостоверными и (или) недействительными, на заседании рабочей группы составляется итоговый протокол, который принимается рабочей группой и подписывается руководителем рабочей группы - членом избирательной комиссии области с правом решающего голоса, после чего итоговый протокол представляется в избирательную комиссию области для принятия решения о результатах выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву.
В итоговом протоколе рабочей группы указываются количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии области о результатах выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву. Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией области указанного решения может быть осуществлена только судом или Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
8. Копия итогового протокола рабочей группы передается уполномоченному представителю инициативной группы по отзыву не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии области, на котором должен рассматриваться вопрос о результатах выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву.
9. Если в результате проверки установлено, что представленных подписей недостаточно или превышена предельная величина доли недостоверных и (или) недействительных подписей, подвергшихся проверке, уполномоченный представитель инициативной группы по отзыву вправе получить в избирательной комиссии области одновременно с копией итогового протокола рабочей группы заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также вправе получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
10. Избирательная комиссия области в течение 15 дней со дня представления уполномоченным представителем инициативной группы по отзыву документов, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, обязана рассмотреть вопросы о результатах проверки подписей избирателей и результатах выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву и принять решение о результатах выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву.
Отзываемое лицо и инициаторы его отзыва должны быть проинформированы избирательной комиссией области о месте и времени проведения ее заседания, на котором будут рассматриваться вопросы о результатах проверки подписей избирателей и результатах выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву.
11. В случае соответствия процедуры выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву и документов, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, требованиям законодательства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) области, настоящего Закона, иных законов области избирательная комиссия области в течение 15 дней со дня представления уполномоченным представителем инициативной группы по отзыву указанных документов направляет копию своего решения, подписные листы, протокол об итогах сбора подписей избирателей в Тульскую областную Думу (далее - областная Дума) для принятия областной Думой решения о назначении голосования по отзыву. Копия решения избирательной комиссии области направляется инициативной группе по отзыву.
12. В случае отказа в проведении голосования по отзыву избирательная комиссия области в течение одних суток с момента принятия ею решения о результатах выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву обязана выдать уполномоченному представителю инициативной группы копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.
Основаниями отказа в проведении голосования по отзыву являются основания, установленные Федеральным законом для отказа в проведении референдума.
13. О результатах выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву избирательная комиссия области сообщает в средства массовой информации. Решение избирательной комиссии области о результатах выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву подлежит опубликованию в официальных периодических печатных изданиях не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
14. В соответствии с законодательством Российской Федерации в случае принятия избирательной комиссией области решения об отказе в проведении голосования по отзыву члены соответствующей инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения голосования по отзыву.

Статья 9. Назначение голосования по отзыву

1. Областная Дума в течение 15 дней со дня поступления документов, указанных в части 11 статьи 8 настоящего Закона, от избирательной комиссии области обязана рассмотреть инициативу проведения голосования по отзыву и принять решение о назначении голосования по отзыву либо об отказе в назначении такого голосования.
2. Голосование по отзыву назначается областной Думой при наличии хотя бы одного из оснований отзыва, предусмотренных частью 2 статьи 1 настоящего Закона, необходимого количества достоверных и (или) действительных подписей избирателей, а также при соответствии процедуры выдвижения инициативы проведения голосования по отзыву и представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации, Устава (Основного Закона) области, настоящего Закона, иных законов области.
3. Голосование по отзыву может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования по отзыву на предпраздничный и нерабочий праздничный дни, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.
4. Голосование по отзыву проводится не позднее 60 дней со дня принятия областной Думой решения о назначении голосования по отзыву.
5. Решение областной Думы о назначении голосования по отзыву подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Решение областной Думы о назначении голосования по отзыву направляется в избирательную комиссию области.
6. Подписные листы с подписями избирателей в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву и протокол об итогах сбора подписей избирателей подлежат возврату в избирательную комиссию области одновременно с направлением в данную комиссию решения областной Думы.
7. Избирательная комиссия области обязана проинформировать отзываемое лицо и инициаторов его отзыва о результатах рассмотрения областной Думой инициативы проведения голосования по отзыву.

Статья 10. Комиссии по отзыву

1. Подготовку и проведение голосования по отзыву осуществляют следующие комиссии по отзыву, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:
1) избирательная комиссия области, которая со дня обращения инициативной группы по отзыву с ходатайством о ее регистрации действует в качестве комиссии по отзыву;
2) территориальные избирательные комиссии (далее - территориальные комиссии), которые со дня официального опубликования решения о назначении голосования по отзыву действуют в качестве комиссий по отзыву;
3) участковые комиссии.
2. Порядок формирования комиссий, полномочия и порядок их деятельности устанавливаются Федеральным законом и Законом Тульской области от 2 апреля 2007 года N 815-ЗТО "Об избирательных комиссиях и комиссиях референдума в Тульской области".

Статья 11. Полномочия избирательной комиссии области

Избирательная комиссия области при подготовке и проведении голосования по отзыву в пределах своих полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами области:
1) организует подготовку и проведение голосования по отзыву, руководит деятельностью нижестоящих комиссий;
2) регистрирует инициативную группу по отзыву, иные группы по отзыву;
3) регистрирует уполномоченных представителей по финансовым вопросам инициативной группы по отзыву, иных групп по отзыву;
4) обеспечивает для инициативной группы по отзыву, иных групп по отзыву соблюдение установленных законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, иными законами области условий их деятельности;
5) устанавливает в соответствии с настоящим Законом формы документов, связанных с подготовкой и проведением голосования по отзыву (далее - документы голосования по отзыву), обеспечивает их изготовление и передачу в нижестоящие комиссии по отзыву;
6) утверждает форму и текст бюллетеня, обеспечивает изготовление указанных бюллетеней и снабжение ими нижестоящих комиссий по отзыву;
7) устанавливает единую нумерацию участков голосования по отзыву, образцы печатей нижестоящих комиссий по отзыву;
8) обеспечивает информирование избирателей о сроках и порядке осуществления действий по подготовке и проведению голосования по отзыву, ходе кампании голосования по отзыву, о зарегистрированной инициативной группе по отзыву, иных группах по отзыву;
9) определяет результаты голосования по отзыву и осуществляет их официальное опубликование;
10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Статья 12. Полномочия территориальной комиссии

Территориальная комиссия при подготовке и проведении голосования по отзыву:
1) координирует деятельность участковых комиссий;
2) обеспечивает доставку в участковые комиссии бюллетеней, других документов голосования по отзыву в порядке, установленном избирательной комиссией области;
3) устанавливает итоги голосования по отзыву на своей территории;
4) обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением голосования по отзыву, уничтожает документы по истечении сроков хранения;
5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Статья 13. Полномочия участковой комиссии

Участковая комиссия:
1) организует на участке голосования по отзыву голосование, проводит подсчет голосов избирателей, устанавливает итоги голосования на участке голосования по отзыву;
2) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Статья 14. Участки голосования по отзыву

1. Для проведения голосования по отзыву и подсчета голосов избирателей образуются участки голосования по отзыву.
2. Образование участков голосования по отзыву осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой администрации муниципального района, городского округа, в местах временного пребывания избирателей - территориальной комиссией.
3. Сведения об участках голосования по отзыву, образованных в местах временного пребывания избирателей позднее срока, установленного Федеральным законом для образования общих участков, должны быть доведены до сведения избирателей соответствующей участковой комиссией незамедлительно после ее образования.

Статья 15. Списки избирателей

1. Списки избирателей составляются соответствующей территориальной комиссией отдельно по каждому участку голосования по отзыву по форме, установленной избирательной комиссией области, не позднее чем за 21 день до дня голосования по отзыву на основании сведений об избирателях, представляемых главой муниципального района, городского округа, командиром воинской части.
2. Список избирателей по участку голосования по отзыву, образованному в местах временного пребывания избирателей, составляется соответствующей участковой комиссией не позднее дня, предшествующего дню голосования по отзыву, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратели временно пребывают.
3. Сведения об избирателях формирует и уточняет глава муниципального района, городского округа, а также командир воинской части - в отношении избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы.
Указанные сведения представляются в территориальные комиссии не позднее чем за 50 дней до дня голосования, а в случае, если список избирателей составляется участковой комиссией, - в соответствующие участковые комиссии сразу после их образования.
4. Избиратели, поселившиеся на территории участка голосования по отзыву после представления списка избирателей для ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой комиссией в список избирателей на основании паспорта или заменяющего его документа, а при необходимости и официальных документов, подтверждающих факт нахождения места жительства избирателя на территории данного участка.
5. Первый экземпляр списка избирателей изготавливается в машинописном виде, второй экземпляр - в машиночитаемом виде. В исключительных случаях по решению избирательной комиссии области допускается составление списков избирателей в рукописном виде.
6. Участковая комиссия после получения списка избирателей уточняет его. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования по отзыву, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.

Статья 16. Информирование избирателей

1. Информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения голосования по отзыву, сроках и порядке совершения действий по участию в голосовании, законодательстве Российской Федерации осуществляют комиссии по отзыву.
2. Региональные (областные) государственные организации телерадиовещания в период кампании по проведению голосования по отзыву безвозмездно предоставляют избирательной комиссии области не менее 10 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов.
3. Редакции региональных (областных, районных, городских) государственных периодических печатных изданий в период кампании по проведению голосования по отзыву безвозмездно предоставляют избирательной комиссии области и территориальным комиссиям не менее одной двухсотой от еженедельного объема печатной площади.
4. Комиссии по отзыву используют эфирное время и (или) печатную площадь, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, для разъяснения законодательства, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления необходимых действий, ходе кампании по проведению голосования по отзыву, а также для ответов на вопросы избирателей.

Статья 17. Агитация по отзыву

1. Агитация по отзыву (далее - агитация) может осуществляться в допускаемых законом формах и законными методами.
2. Отзываемое лицо не менее чем за пять дней до проведения собраний инициативной группы по отзыву, иной группы по отзыву, а также при проведении массовых агитационных мероприятий, связанных с голосованием по отзыву в помещениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности и предоставляемых указанным группам, должно быть надлежащим образом письменно оповещено инициаторами указанных мероприятий о дате, времени и месте их проведения.
3. Инициативная группа по отзыву, иная группа по отзыву должны обеспечить отзываемому лицу возможность на равных основаниях с другими участниками указанных мероприятий дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва, избирателям, а также инициативной группе по отзыву, иной группе по отзыву.
4. Предоставление информации о дате, времени и месте проведения указанных мероприятий в помещениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также контроль за обеспечением прав отзываемого лица, установленных настоящей статьей, возлагаются на избирательную комиссию области.
5. Региональные (областные) государственные организации телерадиовещания и редакции региональных (областных, районных и городских) государственных периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации на территории области (далее соответственно - региональные организации телерадиовещания, региональные периодические печатные издания), предоставляют эфирное время, печатную площадь в порядке, предусмотренном законом, за плату, а также безвозмездно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь).
6. Муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий вправе предоставлять инициативной группе по отзыву, иной группе по отзыву эфирное время, печатную площадь за плату в порядке, предусмотренном Федеральным законом, Законом Тульской области от 19 декабря 2006 года N 768-ЗТО "О референдуме Тульской области".
7. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, учрежденные не менее чем за один год до начала кампании по проведению голосования по отзыву, а также редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями) и зарегистрированных менее чем за один год до начала кампании по проведению голосования по отзыву, вправе предоставлять инициативной группе по отзыву, иной группе по отзыву эфирное время, печатную площадь за плату.
8. Список организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, которые выполнили требования Федерального закона об опубликовании и направлении в избирательную комиссию области сведений о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади для проведения агитации, публикуется избирательной комиссией области до начала периода агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях.
9. Формы и порядок ведения отдельного учета объемов и стоимости эфирного времени и печатной площади, предоставленных для проведения агитации, устанавливаются избирательной комиссией области.
10. По заявке инициативной группы по отзыву, иной группы по отзыву помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное территориальной комиссией, инициативной группе по отзыву, иной группе по отзыву для встреч с избирателями.
11. В случае предоставления помещения инициативной группе по отзыву, иной группе по отзыву собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме территориальную комиссию о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода инициативной группе по отзыву, иной группе по отзыву.
Комиссия, получившая уведомление о факте предоставления помещения, в течение двух суток с момента получения уведомления обязана разместить содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иным способом довести ее до сведения инициативной группы по отзыву, иной группы по отзыву.
12. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня регистрации инициативной группы по отзыву и в тот же срок представлены в избирательную комиссию области.

Статья 18. Агитация на телевидении и радио

1. Региональные организации телерадиовещания обязаны предоставлять на равных условиях бесплатное эфирное время инициативной группе по отзыву и иным группам по отзыву, в качестве которых выступают руководящие органы общественных объединений или руководящие органы их региональных отделений, указанных в части 2 статьи 5 настоящего Закона, если выдвинутые ими списки кандидатов допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и (или) в областной Думе.
2. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено инициативной группе по отзыву, иным группам по отзыву (с учетом положения части 1 настоящей статьи) для проведения совместных дискуссий, "круглых столов" и иных совместных агитационных мероприятий.
3. Инициативная группа по отзыву, иная группа по отзыву вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии не позднее чем за два дня до выхода передачи в эфир.
При этом эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, в том числе в случае, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник, не уменьшается. Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение бесплатного эфирного времени, предоставляемого инициативной группе по отзыву, иной группе по отзыву, указанным в части 1 настоящей статьи, отказавшимся участвовать в указанном мероприятии.
4. Оставшаяся часть общего объема бесплатного эфирного времени (при ее наличии) предоставляется региональными организациями телерадиовещания иным группам по отзыву для размещения агитационных материалов.
5. Дата и время выхода в эфир агитационных материалов на безвозмездной основе и проведения совместных агитационных мероприятий определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводят представители избирательной комиссии области - ее члены с правом решающего голоса с участием представителей региональных организаций телерадиовещания не позднее чем за 30 дней до дня голосования. По результатам проведения жеребьевки оформляется протокол и составляется график распределения эфирного времени, который публикуется в региональных периодических печатных изданиях.
6. Дата и время выхода в эфир агитационных материалов на платной основе определяются в соответствии с жеребьевкой, проводимой региональной организацией телерадиовещания с участием заинтересованных лиц не позднее чем за 30 дней до дня голосования.
7. Для получения платного эфирного времени инициативной группой по отзыву или иной группой по отзыву не позднее чем за два дня до дня предоставления эфирного времени должен быть представлен в филиал (отделение) Сберегательного банка Российской Федерации (далее - подразделение Сберегательного банка Российской Федерации) платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости эфирного времени. Копия платежного документа с отметкой подразделения Сберегательного банка Российской Федерации должна быть представлена инициативной группой по отзыву или иной группой по отзыву в организацию телерадиовещания до предоставления эфирного времени. В случае нарушения указанных условий предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания не допускается.
8. Если инициативная группа по отзыву или иная группа по отзыву после проведения жеребьевки откажется от использования эфирного времени, она обязана не позднее чем за два дня до выхода в эфир сообщить об этом в письменной форме соответствующей организации телерадиовещания, которая вправе использовать высвободившееся эфирное время по своему усмотрению.

Статья 19. Агитация в периодических печатных изданиях

1. Редакции региональных периодических печатных изданий, распространяемых на территории области и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых инициативной группой по отзыву, иными группами по отзыву.
2. Общий еженедельный минимальный объем бесплатной печатной площади, которая предоставляется для размещения агитационных материалов, должен составлять не менее 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего регионального периодического печатного издания.
Общий объем платной печатной площади, резервируемой каждой редакцией регионального периодического печатного издания, не может быть меньше объема бесплатной печатной площади, предоставляемой в соответствии с настоящей частью, но не должен превышать его более чем в два раза.
3. Даты опубликования агитационных материалов на безвозмездной и на платной основе определяются в соответствии с жеребьевками, которые проводит редакция соответствующего регионального периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц не позднее чем за 30 дней до дня голосования по отзыву.
4. Если инициативная группа по отзыву или иная группа по отзыву после проведения жеребьевки откажется от использования печатной площади, она обязана не позднее чем за два дня до дня опубликования агитационного материала сообщить об этом соответствующей редакции периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению.
5. Для получения платной печатной площади инициативной группой по отзыву или иной группой по отзыву не позднее чем за два дня до дня опубликования должен быть представлен в подразделение Сберегательного банка Российской Федерации платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости печатной площади. Копия платежного документа с отметкой подразделения Сберегательного банка Российской Федерации должна быть представлена инициативной группой по отзыву или иной группой по отзыву в редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается.

Статья 20. Финансовое обеспечение голосования по отзыву

1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением голосования по отзыву, производятся комиссиями по отзыву за счет средств, выделенных на эти цели из бюджета области.
2. Финансирование избирательной комиссии области осуществляется не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении голосования по отзыву. При этом за счет средств, выделенных данной комиссии в десятидневный срок со дня регистрации инициативной группы по отзыву из бюджета области, до официального опубликования решения о назначении голосования по отзыву производятся только расходы избирательной комиссии области, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву.
3. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия - в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.
Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета области комиссиям на подготовку и проведение голосования по отзыву, устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Тульской области.
4. Главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете области на проведение голосования по отзыву, является избирательная комиссия области. Избирательная комиссия области распределяет средства, выделенные на проведение голосования по отзыву, нижестоящим комиссиям по отзыву в десятидневный срок со дня поступления указанных средств в ее распоряжение.
5. Расходование выделенных комиссиям по отзыву средств производится по сметам расходов, составляемым соответствующими комиссиями самостоятельно, на цели, определенные настоящим Законом.
За счет средств бюджета области финансируются следующие расходы комиссий по отзыву:
1) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов комиссий с правом решающего голоса, выплату компенсаций членам комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения голосования по отзыву, а также на выплаты гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам;
2) на изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельности;
3) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для обеспечения голосования по отзыву и полномочий комиссий;
4) на транспортные расходы, связанные с подготовкой и проведением голосования по отзыву;
5) на доставку, хранение документации, подготовку ее к передаче в архив или на уничтожение;
6) на использование и эксплуатацию средств автоматизации, повышение профессиональной подготовки членов комиссий и других организаторов голосования по отзыву;
7) на командировки и другие цели, связанные с подготовкой и проведением голосования по отзыву, а также с обеспечением полномочий и деятельности комиссий.
6. Участковая комиссия представляет отчет о поступлении и расходовании выделенных ей средств на подготовку и проведение голосования по отзыву в территориальную комиссию не позднее чем через десять дней со дня голосования по отзыву.
Территориальная комиссия представляет отчет о поступлении и расходовании выделенных ей средств на подготовку и проведение голосования по отзыву в избирательную комиссию области не позднее чем через 30 дней со дня голосования.
Избирательная комиссия области представляет отчет о расходовании средств бюджета области, выделенных на подготовку и проведение голосования по отзыву, в областную Думу не позднее чем через два месяца со дня официального опубликования результатов голосования по отзыву.
7. Не израсходованные комиссиями средства, полученные из бюджета области, возвращаются в бюджет области не позднее чем через один месяц со дня представления избирательной комиссией области отчета о расходовании средств бюджета области в областную Думу.

Статья 21. Специальные фонды голосования по отзыву

1. Специальные фонды голосования по отзыву создаются после регистрации инициативной группы по отзыву, иной группы по отзыву и регистрации их уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
Специальный счет для формирования специального фонда голосования по отзыву (далее - специальный счет) открывается уполномоченным представителем по финансовым вопросам на основании документа, выдаваемого избирательной комиссией области одновременно с регистрацией указанного уполномоченного представителя. Инициативная группа по отзыву, иная группа по отзыву вправе открыть только по одному специальному счету.
Порядок открытия, ведения и закрытия специальных счетов устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Тульской области.
2. Предельный размер расходования средств специального фонда голосования по отзыву (далее - специальный фонд) составляет 50 миллионов рублей.
Специальные фонды могут создаваться за счет:
1) собственных средств членов инициативной группы по отзыву, иной группы по отзыву в размере, не превышающем 50 миллионов рублей;
2) средств, выделенных иной группе по отзыву общественным объединением, если в случаях и в порядке, установленных настоящим Законом, в качестве такой группы выступает руководящий орган общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения, в размере, не превышающем 50 миллионов рублей;
3) добровольных пожертвований граждан в размере, не превышающем 1 миллиона рублей (для каждого гражданина);
4) добровольных пожертвований юридических лиц в размере, не превышающем 10 миллионов рублей (для каждого юридического лица).
3. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований, установленных федеральным законом, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный настоящей статьей максимальный размер такого пожертвования, оно не позднее чем через десять дней со дня поступления на специальный счет подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает установленный настоящей статьей максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата. Пожертвование, внесенное жертвователем, который в соответствии с Федеральным законом признается анонимным, не позднее чем через десять дней со дня поступления на специальный счет подлежит перечислению в доход бюджета области.


5. До дня голосования по отзыву опубликованию в официальных периодических печатных изданиях подлежат сведения об общей сумме средств, поступивших в специальный фонд, и об общей сумме средств, израсходованных из специального фонда.

Статья 22. Уполномоченные представители по финансовым вопросам

1. Инициативная группа по отзыву обязана назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Иная группа по отзыву обязана назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам в случае принятия ею решения о финансировании своей деятельности.
2. В решении инициативной группы по отзыву, иной группы по отзыву о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам должны быть указаны сведения о лице, назначенном уполномоченным представителем по финансовым вопросам, и о лице, которому предоставлено право выдачи (подписания) доверенности от имени данной группы. Если в качестве иной группы по отзыву выступает руководящий орган общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения, право выдачи (подписания) данной доверенности принадлежит руководителю соответствующего органа. В других случаях доверенность должна быть удостоверена нотариально.
3. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам осуществляет свои полномочия на основании доверенности по форме, установленной избирательной комиссией области. В доверенности, выданной уполномоченному представителю по финансовым вопросам, должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), перечислены переданные ему полномочия.
4. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам имеет следующие полномочия:
1) открытие и закрытие специального счета;
2) распоряжение средствами специального фонда;
3) учет средств специального фонда;
4) контроль за поступлением средств специального фонда и их расходованием;
5) заключение договоров (соглашений) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с кампанией голосования по отзыву;
6) право подписи на платежных (расчетных) документах.
Уполномоченному представителю по финансовым вопросам могут быть переданы и иные полномочия, не противоречащие действующему законодательству.
5. Для регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам в избирательную комиссию области представляются следующие документы:
1) решение о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам по форме, установленной избирательной комиссией области;
2) заявление гражданина о согласии быть уполномоченным представителем по финансовым вопросам по форме, установленной избирательной комиссией области;
3) доверенность, указанная в части 3 настоящей статьи.
Если в качестве иной группы по отзыву выступает руководящий орган общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения, в качестве печати для финансовых документов используется печать этих органов. В других случаях печать изготавливается после регистрации инициативной группы по отзыву, иной группы по отзыву.
6. Избирательная комиссия области в течение трех дней со дня приема документов для регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам рассматривает представленные документы и принимает решение о регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.
Основанием отказа в регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам является отсутствие либо ненадлежащее оформление документов, представленных для его регистрации.
7. Срок полномочий уполномоченного представителя по финансовым вопросам начинается со дня его регистрации и истекает через 60 дней со дня голосования, а в случае, если ведется судебное разбирательство с участием инициативной группы по отзыву, иной группы по отзыву, - с момента вынесения окончательного решения судом.
8. Инициативная группа по отзыву, иная группа по отзыву вправе в любое время прекратить полномочия уполномоченного представителя по финансовым вопросам, письменно известив его об этом и представив в избирательную комиссию области и в подразделение Сберегательного банка Российской Федерации, где должен быть открыт специальный счет, копию соответствующего решения, в котором должно быть указано, на кого возлагаются полномочия уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
Регистрация вновь назначенного уполномоченного представителя по финансовым вопросам осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Статья 23. Отчетность по средствам специальных фондов

1. Инициативная группа по отзыву, а в случаях, установленных настоящим Законом, иная группа по отзыву обязаны вести учет поступления и расходования средств своего специального фонда. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении и расходовании средств специального фонда устанавливаются избирательной комиссией области.
2. Инициативная группа по отзыву представляет в избирательную комиссию области свои финансовые отчеты со следующей периодичностью:
1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением в избирательную комиссию области подписных листов с подписями избирателей в поддержку инициативы проведения голосования по отзыву, а также других документов, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета;
2) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов голосования по отзыву. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств специального фонда.
3. Иная группа по отзыву не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов голосования по отзыву представляет в избирательную комиссию области итоговый финансовый отчет. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление и расходование средств специального фонда.
4. Если инициативная группа по отзыву, иная группа по отзыву утратили свой статус, обязанность сдачи финансового отчета возлагается на гражданина, являвшегося уполномоченным представителем по финансовым вопросам соответствующей группы.
5. Копии финансовых отчетов не позднее чем через пять дней со дня их получения передаются избирательной комиссией области в официальные периодические печатные издания для опубликования. Сведения из указанных финансовых отчетов в объеме, установленном избирательной комиссией области, публикуются соответствующим официальным периодическим печатным изданием в течение трех дней со дня получения.

Статья 24. Бюллетень

1. Бюллетени изготавливаются (печатаются) исключительно по распоряжению избирательной комиссии области.
2. Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются избирательной комиссией области в порядке и сроки, установленные Федеральным законом.
3. В бюллетене воспроизводится текст вопроса: "Вы за то, чтобы отозвать губернатора Тульской области (фамилия, имя, отчество)?" и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "Да" или "Нет", справа от которых помещаются пустые квадраты.
4. Бюллетени изготавливаются по заказу избирательной комиссии области под наблюдением ее представителей в полиграфических организациях, технически оснащенных для печати бюллетеней в соответствии с установленными требованиями, не позднее чем за 16 дней до дня голосования.

Статья 25. Голосование по отзыву

1. Голосование по отзыву проводится с 8 до 20 часов по московскому времени.
2. Избиратели, находящиеся в пределах области в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся в пределах области вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через вышестоящую территориальную комиссию. Участковая комиссия в соответствующей строке списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей на участке N" с указанием номера участка и наименования района, города областного подчинения (района в городе).
3. Форма реестра для регистрации письменного заявления или устного обращения избирателя для голосования вне помещения для голосования, порядок ведения данного реестра, а также форма акта, который составляется по окончании голосования по отзыву с использованием каждого переносного ящика для голосования вне помещения для голосования, и порядок заполнения данного акта устанавливаются избирательной комиссией области в соответствии с требованиями Федерального закона.

Статья 26. Досрочное голосование по отзыву

1. При проведении голосования по отзыву избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования).
2. Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования по отзыву. Это заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей. Комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования по отзыву. Комиссия вправе проверить указанную в заявлении избирателя причину досрочного голосования и в случае ее неподтверждения обязана отказать в выдаче бюллетеня.
3. Если избиратель голосует в помещении территориальной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов этой комиссии, которые заверяются ее печатью. Территориальная комиссия составляет список досрочно проголосовавших избирателей. Указанный список вместе с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей передается участковой комиссии, которая продолжает составление этого списка по соответствующему участку. Список досрочно проголосовавших избирателей приобщается к списку избирателей.
4. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии.
5. Запечатанный конверт с бюллетенем хранится у секретаря соответствующей комиссии: в помещении территориальной комиссии - до момента передачи всех бюллетеней в участковую комиссию, в помещении участковой комиссии - до дня голосования по отзыву.
6. Непосредственно после получения конвертов с бюллетенями участковой комиссией в списке избирателей напротив фамилий избирателей, проголосовавших досрочно в помещении территориальной комиссии, делается отметка: "Проголосовал досрочно". Если избиратель голосует досрочно в помещении участковой комиссии, указанная отметка делается в списке избирателей при выдаче бюллетеня.
7. В день голосования по отзыву председатель участковой комиссии после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов при их использовании и официального открытия помещения для голосования по отзыву в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, определенных законом, перед началом голосования по отзыву сообщает об общем количестве избирателей, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт.
8. Если число досрочно проголосовавших избирателей составляет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на участке голосования по отзыву (но не менее десяти избирателей), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии.
9. После совершения вышеуказанных действий председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов в случае его использования. Если на конверте отсутствуют реквизиты, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы для голосования по отзыву, все извлеченные из данного конверта бюллетени признаются недействительными, о чем составляется акт.
На лицевую сторону каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от позиций "Да" и "Нет", вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.

Статья 27. Протокол об итогах голосования по отзыву

1. Протокол участковой комиссии об итогах голосования по отзыву должен содержать строки в следующей последовательности:
строка 1: число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования по отзыву;
строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией;
строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
строка 4: число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в помещении территориальной комиссии;
строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования по отзыву;
строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования по отзыву;
строка 7: число погашенных бюллетеней;
строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
строка 10: число недействительных бюллетеней;
строка 11: число действительных бюллетеней;
строка 12: число голосов избирателей по позиции "Да", содержащейся в бюллетенях;
строка 13: число голосов избирателей по позиции "Нет", содержащейся в бюллетенях.
Для внесения сведений, получаемых в случаях, предусмотренных Федеральным законом, протокол об итогах голосования должен также содержать следующие строки:
строка 11ж: число утраченных бюллетеней;
строка 11з: число бюллетеней, не учтенных при получении.
2. Протокол участковой комиссии об итогах голосования по отзыву также должен содержать сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования по отзыву и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу, а также иные сведения в соответствии с Федеральным законом.

Статья 28. Установление итогов голосования по отзыву и определение результатов голосования по отзыву

1. Подсчет голосов избирателей, составление протокола об итогах голосования по отзыву участковой комиссией и внесение данных об итогах голосования по отзыву в соответствующие его строки осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом.
2. При сортировке бюллетеней отделяются бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени.
Бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные в установленном порядке, при подсчете голосов не учитываются, упаковываются и опечатываются отдельно.
Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно, упаковываются и опечатываются в отдельную пачку.
Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет", или содержат отметки и в том, и в другом квадрате.
Подсчет голосов осуществляется по действительным бюллетеням установленной формы.
3. На основании данных первых экземпляров протоколов участковых комиссий об итогах голосования по отзыву после предварительной проверки правильности их составления территориальная комиссия не позднее чем через три дня со дня голосования по отзыву путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования по отзыву на соответствующей территории в порядке, установленном Федеральным законом.
4. На основании данных первых экземпляров протоколов территориальных комиссий об итогах голосования по отзыву после предварительной проверки правильности их составления избирательная комиссия области не позднее чем на пятый день после дня голосования по отзыву путем суммирования содержащихся в них данных определяет результаты голосования по отзыву в порядке, установленном Федеральным законом.
5. На основании протокола о результатах голосования по отзыву избирательная комиссия области принимает постановление о результатах голосования по отзыву, которое подлежит опубликованию в официальных периодических печатных изданиях. Отзыв признается состоявшимся, если за него проголосовало более половины от числа избирателей, включенных в списки избирателей для голосования по отзыву.
6. Избирательная комиссия области после определения результатов голосования по отзыву и признания отзыва губернатора состоявшимся незамедлительно письменно извещает его об этом.
7. В случае признания отзыва губернатора состоявшимся соответствующее решение избирательной комиссии области направляется Президенту Российской Федерации и в областную Думу для принятия решения о досрочном прекращении полномочий губернатора.
8. Решение о досрочном прекращении полномочий губернатора принимается областной Думой по представлению Президента Российской Федерации.

Статья 29. Опубликование результатов голосования по отзыву

1. Официальное опубликование результатов голосования по отзыву осуществляется избирательной комиссией области в официальном периодическом печатном издании. После определения результатов голосования по отзыву избирательная комиссия области незамедлительно направляет в редакцию официального периодического печатного издания решение о результатах голосования по отзыву, а также данные о числе голосов избирателей, поданных по позициям "Да" и "Нет".
2. Указанное решение и данные должны быть опубликованы в ближайшем выпуске официального периодического печатного издания, но не позднее чем через две недели со дня голосования по отзыву.

Статья 30. Хранение документов

1. Документы избирательных комиссий хранятся в течение сроков, установленных Федеральным законом.
2. Бюллетени, списки избирателей и подписные листы с подписями избирателей хранятся до истечения одного года со дня официального опубликования результатов голосования по отзыву.
3. Протоколы и сводные таблицы об итогах голосования по отзыву, о результатах голосования по отзыву хранятся до истечения пяти лет со дня официального опубликования результатов голосования по отзыву.

Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Заместитель председателя Губернатор
Тульской областной Думы Тульской области
С.И.КОНДРАТЕНКО В.С.ГРУЗДЕВ

г. Тула
17 декабря 2012 года
N 1860-ЗТО





Приложение 1
к Закону Тульской области
"Об отзыве губернатора
Тульской области"

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОЛОСОВАНИЯ ПО ОТЗЫВУ ГУБЕРНАТОРА
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

    Мы,  нижеподписавшиеся,  поддерживаем инициативу проведения голосования
по отзыву губернатора Тульской области в связи ____________________________
___________________________________________________________________________
      (указывается основание для отзыва губернатора Тульской области
   с указанием решения суда, установившего факт, послуживший основанием
               для отзыва губернатора Тульской области) <1>
  
 N
п/п
   Фамилия,   
     имя,     
   отчество   
Год рождения
(в возрасте
  18 лет -  
дополнительно
число и месяц
  рождения) 
  Адрес  
  места  
жительства
  Серия и 
   номер  
паспорта 
    или   
документа,
заменяющего
  паспорт 
гражданина
  Дата 
внесения
подписи
Подпись
 1
 
 
 
 
 
 
 2
 
 
 
 
 
 
 3
 
 
 
 
 
 
 4
 
 
 
 
 
 
...
 
 
 
 
 
 

Подписной лист удостоверяю: _______________________________________________
                             (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес
                             места жительства, серия и номер паспорта или
                               документа, заменяющего паспорт гражданина,
                              с указанием даты его выдачи, наименования или
                                       кода выдавшего его органа,
                                   подпись лица, осуществлявшего сбор
                                      подписей, и дата ее внесения)

Уполномоченный представитель
инициативной группы по проведению
голосования по отзыву губернатора
Тульской области __________________________________________________________
                       (фамилия, имя, отчество, собственноручные
                               подпись и дата ее внесения)
___________________________________________________________________________
   (номер регистрационного свидетельства, выданного инициативной группе
     по проведению голосования по отзыву губернатора Тульской области,
дата его выдачи и наименование комиссии, выдавшей указанное свидетельство)

Специальный счет N ________________________________
    --------------------------------
    <1>  Текст  подстрочников,  а  также  сноски  в изготовленном подписном
листе могут не воспроизводиться.





Приложение 2
к Закону Тульской области
"Об отзыве губернатора
Тульской области"

КОНТРОЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ ДАННЫХ,
ВНЕСЕННЫХ В ПРОТОКОЛ ОБ ИТОГАХ ГОЛОСОВАНИЯ

(числами обозначены строки протокола, пронумерованные
в соответствии со статьей 27 настоящего Закона)

1 больше или равно 3 + 5 + 6
2 равно (3 - 4) + 5 + 6 + 7
8 + 9 равно 10 + 11
11 равно 12 + 13