Ленинградская область и город Санкт-Петербург



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 мая 2012 г. N 1263-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

В целях организации деятельности по созданию вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, их успешной социализации и эффективной самореализации, в соответствии с п. 1.3.2 протокола заседания Правительства Санкт-Петербурга от 28.02.2012 N 4:
1. Утвердить Концепцию образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга (далее - Концепция) согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Отделу образовательных учреждений в срок до 01.08.2012 разработать План реализации Концепции на 2012-2015 годы.
3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первого заместителя председателя Комитета по образованию Н.Г.Путиловскую.

И.о. председателя Комитета
по образованию
Ю.В.Соляников





ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению
Комитета по образованию
от 05.05.2012 N 1263-р

КОНЦЕПЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

1. Общие положения

Государственные гарантии Российской Федерации (далее - РФ) на достойную жизнь и свободное развитие человека без какой-либо дискриминации должны быть обеспечены приведением российских законов в соответствие с требованиями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной РФ, и разработкой первоочередных мероприятий по ее реализации. Одним из приоритетных направлений является развитие современных образовательных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) в условиях совместного образования со сверстниками.
Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга (далее - Концепция) определяет консолидированную стратегию действий органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, общественных организаций, научного и педагогического сообщества, родительской общественности по созданию программы системных изменений в образовании Санкт-Петербурга, гарантирующих и обеспечивающих доступность образовательных услуг для детей с ОВЗ и их полноправное включение в образовательное пространство мегаполиса.
Концепция базируется на основных положениях актов международного права и российского законодательства, определяющих подходы, принципы, организационные условия и основные целевые ориентиры в образовании детей с ОВЗ (приложение 1).
Принятие данного документа рассматривается Комитетом по образованию как основополагающее управленческое решение по формированию плана действий реализации основных направлений развития региональной системы образования, представленных в проекте "Равные и разные" стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 гг. "Петербургская Школа 2020".

2. Цель Концепции

Цель концепции: создание региональной системы непрерывного образования для детей с ОВЗ в возрасте до 18-ти лет, которая гарантирует родителям (законным представителям), воспитывающим ребенка с ОВЗ, соблюдение принципов государственной политики в области образования: общедоступность образования, адаптивность образовательной системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников к успешной социализации в обществе.
Реализация Концепции предполагается через организацию мероприятий по формированию образовательного пространства, обеспечивающего право на получение непрерывного образования любому ребенку с ОВЗ в возрасте до 18 лет, с учетом свободного выбора места обучения (образовательного учреждения (далее - ОУ)) и формы получения образования.

3. Принципы Концепции

Концепция формулирует базовые правовые и организационные принципы, которым должна соответствовать система образования Санкт-Петербурга, обеспечивающая равенство прав на получение образования детьми с ОВЗ.
Правовые принципы:
- социальная ответственность государства;
- признание ценности человека независимо от его возможностей и достижений;
- принцип равенства прав и возможностей (признание потребности, прав и необходимости обучения для каждого ребенка);
- социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в образовательно-реабилитационном процессе).
Организационные принципы:
- междисциплинарный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями;
- индивидуальный подход в определении цели воспитания, развития и обучения ребенка с ОВЗ;
- межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных органов государственной власти, социальных институтов, ОУ, заинтересованных лиц с целью оптимизации процесса образовательной интеграции детей с ОВЗ).

4. Образовательные модели для детей с ОВЗ в образовательном пространстве Санкт-Петербурга, предусматриваемые Концепцией

Российская Федерация, ратифицировав Конвенцию о правах инвалидов, принимает на себя обязательства, закрепленные в статье 24 "Образование". Россия признает право на образование детей с ОВЗ и на основе равенства возможностей будет стремиться к обеспечению инклюзивного образования на всех уровнях образования и в течение всей жизни. Для этого государственная система образования должна обеспечить обучение детей с ОВЗ в ОУ по месту жительства, содействовать образовательным учреждениям в создании среды, которая будет приспособлена к индивидуальным особенностям ребенка, и позволит создать условия необходимой индивидуальной поддержки, способствующей формированию обстановки социальной комфортности и максимальному освоению знаний и социального развития. Особенности современной государственной системы образования характеризуются наличием разнообразного опыта организации совместного воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников.
В Концепции учитываются наиболее востребованные и эффективные образовательные модели, в рамках которых используются технологии инклюзивного и интегрированного образования (совместное образование), а также образовательные модели, закрепленные российским законодательством.
Для понимания организационных условий образовательного процесса в рекомендуемых моделях, имеющихся сегодня и создание которых планируется, в настоящей Концепции используются понятия и термины (приложение 2), описывающие организационные и правовые условия для успешной социализации детей с ОВЗ в системе образования Санкт-Петербурга.
В системе дошкольного, общего и дополнительного образования для детей с ОВЗ уже сегодня существуют следующие образовательные модели:
- модель воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ);
- модель воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ в группах комбинированной направленности в ДОУ;
- модель воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ в группах оздоровительной направленности в ДОУ;
- модель обучения и воспитания детей с ОВЗ в специальном (коррекционном) ОУ;
- модель обучения и воспитания детей с ОВЗ в специальном (коррекционном) классе общеобразовательного учреждения;
- модель обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательном классе совместно с нормально развивающимися сверстниками;
- модель обучения и воспитания детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам в общеобразовательном классе совместно с нормально развивающимися сверстниками;
- модель обучения и воспитания детей с ОВЗ на дому по индивидуальным образовательным маршрутам, обеспечивающим включение в социокультурное пространство ОУ, в том числе с использованием дистанционного обучения;
- модель образования детей с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования;
- модель образования детей с ОВЗ в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Для их эффективного внедрения необходима доработка действующего законодательства в части регламентации порядка их организации и функционирования.
Кроме того, необходимо предусмотреть создание:
- служб ранней помощи для детей в возрасте до 3-х лет и их семей;
- модели воспитания, развития и обучения детей с ОВЗ в группах общеразвивающей направленности.

5. Задачи Концепции

Для достижения цели Концепции, учитывая слабые и сильные стороны системы образования Санкт-Петербурга, выявленные SWOT-анализом (приложение 3), требуется решение следующих задач:
1. Разработать региональную нормативную базу, регламентирующую порядок организации обучения и воспитания детей с ОВЗ в различных образовательных моделях, обеспечивающую преемственность в образовательной вертикали и горизонтали и гарантирующую соблюдение социально-правовых гарантий детей с ОВЗ и их семей на получение образования в возрасте до 18 лет.
2. Сформировать эффективную систему межведомственного взаимодействия между учреждениями здравоохранения, социальной защиты и образования на городском и районном уровнях.
3. Подготовить педагогическое сообщество к работе в условиях совместного образования.
4. Создать условия для развития социального партнерства семей, заинтересованных лиц, различных организаций и общества в целом для образовательной и социальной интеграции детей с ОВЗ и нормализации их жизни в обществе.

6. Механизм реализации Концепции

Реализация Концепции планируется программно-целевым методом в рамках каждой задачи. Основные стратегические направления деятельности предусматривают конкретные мероприятия, направленные на решение задач (таблица 1).

Таблица 1

Основные стратегические направления
и мероприятия по решению задач Концепции

------T-------------------------------------------------------------------¬
¦ I.  ¦    Нормативное правовое обеспечение образования детей с ОВЗ в     ¦
¦     ¦различных образовательных моделях региональной системы образования ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦                               Мероприятия                               ¦
+-----T-------------------------------------------------------------------+
¦ 1.  ¦   Анализ  нормативного  правового  обеспечения  успешной  практики¦
¦     ¦непрерывного образования детей с ОВЗ  в  различных  образовательных¦
¦     ¦моделях, созданных в регионах РФ                                   ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ 2.  ¦   Разработка  нормативных  правовых  актов   Санкт-Петербурга   по¦
¦     ¦созданию:                                                          ¦
¦     ¦   -   современных   образовательных   моделей   для    организации¦
¦     ¦непрерывного  образования  детей  с  ОВЗ  в  условиях   совместного¦
¦     ¦образования,                                                       ¦
¦     ¦   - порядка (регламента) организации совместного образования детей¦
¦     ¦разных категорий                                                   ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ 3.  ¦   Формирование механизма межведомственного  взаимодействия  и  его¦
¦     ¦нормативное правовое закрепление  для  разработки  образовательного¦
¦     ¦маршрута ребенка с ОВЗ  и  создания  условий,  соответствующих  его¦
¦     ¦индивидуальным образовательным потребностям                        ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ 4.  ¦   Разработка механизма взаимодействия ОУ разных типов и  видов  по¦
¦     ¦консолидации усилий для успешного образования детей с ОВЗ          ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ II. ¦   Формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными   ¦
¦     ¦                      возможностями здоровья                       ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦                               Мероприятия                               ¦
+-----T-------------------------------------------------------------------+
¦ 1.  ¦   Формирование позитивного отношения общества к лицам с ОВЗ  через¦
¦     ¦реализацию  комплексных  социальных   программ,   направленных   на¦
¦     ¦признание права ребенка с ОВЗ максимально полноценно участвовать  в¦
¦     ¦жизни общества                                                     ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ 2.  ¦   Совместная   реализация   социальных   проектов   с   различными¦
¦     ¦общественными  организациями,   организациями-партнерами   ОУ   при¦
¦     ¦информационной поддержке средств массовой информации               ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦III. ¦            Создание безбарьерной образовательной среды            ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦                               Мероприятия                               ¦
+-----T-------------------------------------------------------------------+
¦ 1.  ¦   Формирование программ по созданию  безбарьерной  образовательной¦
¦     ¦среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ детей с ОВЗ в ОУ    ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ 2.  ¦   Формирование программ по ресурсному обеспечению образовательного¦
¦     ¦процесса детей с ОВЗ специальными техническими средствами          ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ IV. ¦   Организация в системе образования структур по  оказанию  помощи¦
¦     ¦семьям, воспитывающим детей  младенческого  и раннего  возраста  с¦
¦     ¦ограниченными  возможностями  здоровья,  и  реализующих   программы¦
¦     ¦раннего вмешательства                                              ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦                               Мероприятия                               ¦
+-----T-------------------------------------------------------------------+
¦ 1.  ¦   Создание нормативного правового обеспечения  по  созданию  служб¦
¦     ¦ранней помощи для оказания психолого-педагогической помощи семьям и¦
¦     ¦реализующим программы раннего вмешательства                        ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ V.  ¦  Программно-методическое сопровождение образовательного процесса  ¦
¦     ¦          детей с ОВЗ в различных образовательных моделях          ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦                               Мероприятия                               ¦
+-----T-------------------------------------------------------------------+
¦ 1.  ¦   Разработка    методических    рекомендаций    по    формированию¦
¦     ¦индивидуальных   образовательных   маршрутов   в   соответствии   с¦
¦     ¦образовательными потребностями семьи и ребенка с ОВЗ               ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ 2.  ¦   Создание образовательных ресурсов (печатных и  электронных)  для¦
¦     ¦формирования банка  методических  материалов,  аудио-  и  видеотек,¦
¦     ¦учитывающих специфику нарушения в развитии ребенка с ОВЗ           ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ VI. ¦      Создание системы комплексного сопровождения участников       ¦
¦     ¦    образовательного процесса детей с ОВЗ на основе социального    ¦
¦     ¦                            партнерства                            ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦                               Мероприятия                               ¦
+-----T-------------------------------------------------------------------+
¦ 1.  ¦   Создание  служб  психолого-медико-педагогического  сопровождения¦
¦     ¦для формирования психологической среды, позволяющей ребенку  с  ОВЗ¦
¦     ¦комфортно чувствовать  себя  в  любых  ОУ, и  формирование  внешней¦
¦     ¦инфраструктуры данных служб                                        ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ 2.  ¦   Разработка образовательных программ для родителей, воспитывающих¦
¦     ¦детей с ОВЗ, и педагогов, участвующих в реализации образовательного¦
¦     ¦процесса                                                           ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ 3.  ¦   Осуществление  сотрудничества  с  общественными   организациями,¦
¦     ¦инициирующими  вопросы  совместного  образования  детей  с  ОВЗ   в¦
¦     ¦общеобразовательных   учреждениях    на    принципах    социального¦
¦     ¦партнерства                                                        ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦VII. ¦    Профессионально-трудовая подготовка детей с ОВЗ - фундамент    ¦
¦     ¦                 социальной интеграции в общество                  ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦                               Мероприятия                               ¦
+-----T-------------------------------------------------------------------+
¦ 1.  ¦   Формирование программ профессионального образования детей с  ОВЗ¦
¦     ¦в системе непрерывного общего образования                          ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦VIII.¦ Создание условий для обеспечения качества образования детей с ОВЗ ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦                               Мероприятия                               ¦
+-----T-------------------------------------------------------------------+
¦ 1.  ¦   Разработка системы мониторинга оценки качества образования детей¦
¦     ¦с ОВЗ                                                              ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ 2.  ¦   Разработка практико-ориентированных  технологий  индивидуального¦
¦     ¦обучения  и  психолого-педагогического  сопровождения   ребенка   с¦
¦     ¦ограниченными  возможностями  в  условиях  совместного образования,¦
¦     ¦реализуемого общеобразовательными учреждениями                     ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ 3.  ¦   Моделирование  инфраструктурных  компонентов  и  содержательного¦
¦     ¦наполнения   образовательной   среды   в    условиях    совместного¦
¦     ¦образования                                                        ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ IX. ¦   Кадровое обеспечение реализации Концепции образования детей с   ¦
¦     ¦               ограниченными возможностями здоровья                ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦                               Мероприятия                               ¦
+-----T-------------------------------------------------------------------+
¦ 1.  ¦   Подготовка предложений для учреждений высшего  профессионального¦
¦     ¦педагогического  образования   по   включению   в   образовательные¦
¦     ¦программы специального курса, подготавливающего будущего педагога к¦
¦     ¦работе  с  детьми  с  ОВЗ  в  условиях  совместного  образования  с¦
¦     ¦нормально развивающимися сверстниками                              ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ 2.  ¦   Формирование    социального    заказа    учреждениями    высшего¦
¦     ¦профессионального педагогического образования по подготовке  кадров¦
¦     ¦в  условиях  перехода  высшего   образования   на   государственные¦
¦     ¦стандарты III поколения (бакалавриат, магистратура) по направлениям¦
¦     ¦подготовки 050700 - "Специальное (дефектологическое)  образование",¦
¦     ¦050400 - "Психолого-педагогическое образование"                    ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ 3.  ¦   Организация и проведение курсов профессиональной  переподготовки¦
¦     ¦по специальности "Специальная педагогика" в системе дополнительного¦
¦     ¦профессионального   образования   и    высшего    профессионального¦
¦     ¦образования                                                        ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ 4.  ¦   Организация  и  проведение  курсов  повышения  квалификации   по¦
¦     ¦вопросам образования детей с ОВЗ, их индивидуального  сопровождения¦
¦     ¦в различных образовательных моделях                                ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ X.  ¦ Научное сопровождение Концепции образования детей с ограниченными ¦
¦     ¦                      возможностями здоровья                       ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦                               Мероприятия                               ¦
+-----T-------------------------------------------------------------------+
¦ 1.  ¦   Организация     и      проведение      психолого-педагогических,¦
¦     ¦социологических исследований  развития  и  организации  вариативных¦
¦     ¦моделей образования детей с ОВЗ                                    ¦
+-----+-------------------------------------------------------------------+
¦ 2.  ¦   Организация инновационной деятельности  ОУ  Санкт-Петербурга  по¦
¦     ¦разработке  моделей  совместного  образования  детей  с  ОВЗ  и  их¦
¦     ¦сверстников  разных   категорий   для   дальнейшего   внедрения   в¦
¦     ¦педагогическую   практику.   Апробация    полученных    результатов¦
¦     ¦инновационной деятельности в ОУ Санкт-Петербурга                   ¦
L-----+--------------------------------------------------------------------

Реализация Концепции программно-целевым методом позволит преодолеть межведомственную разобщенность, обеспечит координацию различных ведомств и органов власти различных уровней, что ускорит:
- реализацию целевых программ по созданию безбарьерной образовательной среды;
- формирование механизмов взаимодействия между учреждениями разных ведомств по разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации;
- решит в кратчайшие сроки задачу по формированию финансового механизма, обеспечивающего организацию образовательной деятельности ребенка с ОВЗ в любом типе и виде ОУ, с учетом специфики организации психолого-педагогического сопровождения, отвечающего его индивидуальным образовательным потребностям.

7. Ожидаемые результаты реализации Концепции

Реализация настоящей Концепции позволит:
- провести анализ действующих правоприменительных практик образования детей с ОВЗ в различных образовательных моделях;
- сформировать региональную базу данных детей с ОВЗ;
- разработать региональную нормативную правовую базу для функционирования различных образовательных моделей на всех уровнях системы образования;
- создать региональную систему непрерывного образования для детей с ОВЗ, состоящую из различных современных образовательных моделей, обеспечивающих свободу выбора образовательного маршрута;
- увеличить долю ОУ, инфраструктура которых позволит обеспечить необходимые условия для доступности качественного образования детям с ОВЗ в условиях совместного образования;
- увеличить долю детей с ОВЗ, своевременно включенных в образовательное пространство Санкт-Петербурга и получивших адекватное их индивидуальным особенностям психолого-педагогическое сопровождение;
- увеличить долю детей с ОВЗ, получающих образование в условиях общеобразовательного учреждения совместно с нормально развивающимися сверстниками;
- увеличить долю педагогических работников ОУ, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с детьми с ОВЗ;
- повысить эффективность межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти, общественных организаций, учреждений различных ведомств для решения вопросов образования детей с ОВЗ.





Приложение 1
к Концепции образования детей
с ограниченными возможностями
здоровья в образовательном
пространстве Санкт-Петербурга

МЕЖДУНАРОДНОЕ И РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО,
ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ПОДХОДЫ, ПРИНЦИПЫ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ
И ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Международное законодательство:
- Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948 г.);
- Декларация прав ребенка (ООН, 20 ноября 1959 г.);
- Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ООН, 14 декабря 1960 г.);
- Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969 г.);
- Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 20 декабря 1971 г.);
- Декларация о правах инвалидов (ООН, 9 декабря 1975 г.);
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ООН, 1979 г.);
- Санбергская декларация (ЮНЕСКО, Торремолинос, Испания, 1981 г.);
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982 г.);
- Конвенция о правах ребенка (ООН, резолюция 44/25, 20 ноября 1989 г.);
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (ООН, резолюция 48/96, 20 декабря 1993 г.);
- Саламанская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994 г.);
- Конвенция о правах инвалидов (ООН, резолюция 61/106, 13 декабря 2006 г.).

Законодательство Российской Федерации:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;
- Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29.12.1995 N 223-ФЗ "Семейный Кодекс Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";
- Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 617 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья" (в редакции от 20.07.2011 N 603);
- Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 N 61 "О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы" (в редакции от 20.12.2011).

Законодательство Санкт-Петербурга:
- Закон Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 381-66 "Об общем образовании в Санкт-Петербурге" (в редакции от 22.11.2011);
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2010 N 750 "О Плане мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в Санкт-Петербурге" (в редакции от 03.10.2011);
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2011 N 1649 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "Об общем образовании в Санкт-Петербурге" (в редакции от 14.03.2012);
- Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".

Документы Министерства образования РФ и Министерства образования и науки РФ:
- Письмо Министерства образования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6 "О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)";
- Письмо Министерства образования РФ от 16.01.2002 N 03-51-5ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях";
- Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003 N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью";
- Письмо Министерства образования РФ от 03.04.2003 N 27/2722-6 "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект";
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".





Приложение 2
к Концепции образования детей
с ограниченными возможностями
здоровья в образовательном
пространстве Санкт-Петербурга

ГЛОССАРИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и(или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Дети с особыми образовательными потребностями (нуждами) - это дети, которые по той или иной причине затрудняются получать образование, испытывающие постоянные или временные трудности для получения образования, связанные с состоянием их здоровья, социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми, географическими или другими факторами.
Индивидуальная программа реабилитации - комплекс оптимальных видов, форм, объемов, сроков реабилитационных мероприятий с определением порядка и места их проведения, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и способностей конкретного лица к выполнению видов деятельности, определенных в рекомендациях медико-социальной экспертной комиссии.
Инклюзия - это процесс увеличения степени участия каждого ребенка в образовательном процессе, а также процесс уменьшения степени изоляции ребенка во всех процессах, происходящих внутри ОУ и социально-культурной среде города.
Инклюзивное образование - процесс совместного воспитания и обучения всех детей, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка.
Интеграция - процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.
Интегрированное образование - организация обучения и воспитания детей с ОВЗ в ОУ, не являющихся коррекционными, с учетом их психофизических особенностей.
Психолого-медико-педагогическая помощь (сопровождение) - оказание помощи населению в области обследования психического здоровья, диагностики психических нарушений и решения проблем обучения, воспитания и лечения детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.
Психолого-педагогическая реабилитация - система психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование способов овладения знаниями, умениями и навыками, оказания психологической помощи, в частности относительно формирования самоутверждения и надлежащей самооценки лицом своих возможностей, усвоение правил общественного поведения путем осуществления системной учебно-воспитательной работы.
Реабилитация - применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью восстановления утраченного здоровья, социального и психологического статуса.
Службы ранней помощи - это службы, которые осуществляют семейно-ориентированное междисциплинарное комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста (до 3 лет) и их родителей.
Сопровождение - метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития (развивающимся человеком или развивающейся системой) оптимальных решений во множественных проблемных ситуациях, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.
Социализация - процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.
Социальная адаптация - активное приспособление детей с ОВЗ к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе.
Социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждение - ОУ для детей с ОВЗ, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.





Приложение 3
к Концепции образования детей
с ограниченными возможностями
здоровья в образовательном
пространстве Санкт-Петербурга

SWOT-АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ,
ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Стратегический анализ факторов развития системы образования Санкт-Петербурга, проведенный Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, позволил выделить основные благоприятные возможности и потенциальные угрозы, преимущества и недостатки, содержащиеся как во внешней, так и внутренней среде Санкт-Петербурга, для включения лиц с ОВЗ в образовательный процесс.

Факторы внешней среды, влияющие на развитие системы
образования детей с ограниченными возможностями здоровья

-----------------------------------------T--------------------------------¬
¦       Благоприятные возможности        ¦      Потенциальные угрозы      ¦
+----------------------------------------+--------------------------------+
¦   - обеспечение оптимальных условий для¦   -   отсутствие    нормативных¦
¦физического,   умственного,   духовного,¦документов,       обеспечивающих¦
¦нравственного  и  социального   развития¦совместное обучение детей с  ОВЗ¦
¦ребенка: сложившаяся эффективная система¦и    нормально     развивающихся¦
¦специального            (коррекционного)¦сверстников в ОУ;               ¦
¦образования:                            ¦   -    отсутствие     механизма¦
¦   - ДОУ компенсирующего вида;          ¦обеспечения         финансового,¦
¦   - специальные (коррекционные) школы; ¦психолого-педагогического       ¦
¦   -     специальные     (коррекционные)¦сопровождения  детей  с  ОВЗ   в¦
¦школы-интернаты;                        ¦общеобразовательных учреждениях;¦
¦   - школы надомного обучения;          ¦   -   отсутствие   нормативного¦
¦   -   развитие   вариативных    моделей¦обеспечения и  механизмов  учета¦
¦образования детей с ОВЗ:                ¦образовательных  потребностей  и¦
¦   -  ДОУ   комбинированного   вида,   в¦запросов      обучающихся      в¦
¦которых   есть   группы   компенсирующей¦зависимости  от  вида  нарушения¦
¦направленности;                         ¦здоровья;                       ¦
¦   - общеобразовательные  учреждения,  в¦   - неготовность педагогических¦
¦которых есть специальные (коррекционные)¦коллективов  общеобразовательных¦
¦классы;                                 ¦учреждений к работе с  детьми  с¦
¦   - общеобразовательные  учреждения,  в¦ОВЗ                             ¦
¦которых дети с ОВЗ обучаются совместно с¦                                ¦
¦нормально развивающимися сверстниками;  ¦                                ¦
¦   -     учет     состояния     здоровья¦                                ¦
¦воспитанников    и    обучающихся    при¦                                ¦
¦определении  образовательной   нагрузки,¦                                ¦
¦режима   образовательной    деятельности¦                               ¦
¦(занятий);                              ¦                                ¦
¦   - воспитание и обучение детей с  ОВЗ,¦                                ¦
¦страдающих    заболеваниями,    перечень¦                                ¦
¦которых     утвержден     Правительством¦                                ¦
¦Санкт-Петербурга, индивидуально на дому;¦                                ¦
¦   -   формирование   дифференцированной¦                                ¦
¦сети     учреждений,      осуществляющих¦                                ¦
¦деятельность  по  ранней  диагностике  и¦                                ¦
¦коррекции нарушений  развития  у  детей,¦                                ¦
¦оказанию                психологической,¦                                ¦
¦педагогической, социальной, медицинской,¦                                ¦
¦правовой   помощи   семьям   с   детьми,¦                                ¦
¦имеющими недостатки в физическом  и(или)¦                                ¦
¦психическом    развитии,    по     месту¦                                ¦
¦жительства, с учетом опыта инновационной¦                                ¦
¦деятельности ОУ;                        ¦                                ¦
¦   - формирование новой  образовательной¦                                ¦
¦среды ОУ: включение  ОУ,  осуществляющих¦                                ¦
¦обучение  детей   с   ОВЗ,  в   адресные¦                                ¦
¦программы    оснащения    ОУ     учебным¦                                ¦
¦оборудованием       и       комплексного¦                                ¦
¦капитального ремонта                    ¦                                ¦
L----------------------------------------+---------------------------------

Факторы внутренней среды, влияющей на развитие системы
образования детей с ограниченными возможностями здоровья

----T----------T-------------------------------T--------------------------------¬
¦ N ¦ Факторы  ¦  Преимущества Санкт-Петербурга¦  Недостатки Санкт-Петербурга   ¦
¦п/п¦внутренней¦                               ¦                                ¦
¦   ¦  среды   ¦                               ¦                                ¦
+---+----------+-------------------------------+--------------------------------+
¦1. ¦Геополити-¦- второй по величине город     ¦- территориальная удаленность   ¦
¦   ¦ческое    ¦России с развитой              ¦специального (коррекционного) ОУ¦
¦   ¦положение ¦инфраструктурой                ¦от места проживания семьи,      ¦
¦   ¦          ¦                               ¦воспитывающей ребенка с ОВЗ    ¦
+---+----------+-------------------------------+--------------------------------+
¦2. ¦Культурная¦- центр исторического,         ¦- отсутствие возможности        ¦
¦   ¦сфера     ¦культурного, литературного     ¦полноценного использования      ¦
¦   ¦          ¦наследия;                      ¦культурного наследия в развитии ¦
¦   ¦          ¦- реализация учреждениями      ¦ребенка, обучающегося           ¦
¦   ¦          ¦культуры программ для детей с  ¦индивидуально на дому           ¦
¦   ¦          ¦ОВЗ                            ¦                                ¦
+---+----------+-------------------------------+--------------------------------+
¦3. ¦Общество  ¦- достаточно высокий           ¦- недостаточный уровень         ¦
¦   ¦          ¦образовательный и культурный   ¦толерантности;                  ¦
¦   ¦          ¦уровень;                       ¦- недостаток информации о       ¦
¦   ¦          ¦- декларация гуманистических   ¦положении и проблемах лиц с ОВЗ;¦
¦   ¦          ¦ценностей                      ¦- недостаточность механизмов    ¦
¦   ¦          ¦                               ¦поддержки родителей,            ¦
¦   ¦          ¦                               ¦воспитывающих детей с ОВЗ       ¦
+---+----------+-------------------------------+--------------------------------+
¦4. ¦Образова- ¦- развитая сеть ОУ, в том числе¦- недостаточность системы       ¦
¦   ¦тельное   ¦специальных (коррекционных);   ¦дополнительного образования для ¦
¦   ¦учреждение¦- принцип личностно-           ¦детей с ОВЗ;                    ¦
¦   ¦          ¦ориентированного подхода в     ¦- недостаточное материально-    ¦
¦   ¦          ¦системе специального           ¦техническое обеспечение ОУ      ¦
¦   ¦          ¦(коррекционного) образования; -¦специальным оборудованием;      ¦
¦   ¦          ¦достаточно высокий уровень     ¦- недостаточный уровень         ¦
¦   ¦          ¦профессиональной компетентности¦профессиональной компетентности ¦
¦   ¦          ¦педагогов в специальных        ¦педагогов, работающих с детьми с¦
¦   ¦          ¦(коррекционных) ОУ;            ¦ОВЗ в общеобразовательных       ¦
¦   ¦          ¦- наличие в ОУ образовательной ¦учреждениях;                    ¦
¦   ¦          ¦среды, учитывающей особенности ¦- отсутствие преемственности в  ¦
¦   ¦          ¦психофизического развития      ¦обучении детей с раннего        ¦
¦   ¦          ¦учащихся, способствующей их    ¦возраста до получения ими       ¦
¦   ¦          ¦максимальной социализации и    ¦профессионального образования   ¦
¦   ¦          ¦интеграции в общество;         ¦                                ¦
¦   ¦          ¦- наличие в ОУ дополнительных  ¦                                ¦
¦   ¦          ¦образовательных услуг          ¦                                ¦
+---+----------+-------------------------------+--------------------------------+
¦5. ¦Семья     ¦- широкие возможности для      ¦- нарушение психологического    ¦
¦   ¦          ¦получения психолого-медико-    ¦климата в семье, воспитывающей  ¦
¦   ¦          ¦педагогической помощи          ¦ребенка с ОВЗ, как следствие -  ¦
¦   ¦          ¦                               ¦ее распад и формирование        ¦
¦   ¦          ¦                               ¦деструктивных типов семейного   ¦
¦   ¦          ¦                               ¦воспитания;                     ¦
¦   ¦          ¦                               ¦- непринятие ребенка с ОВЗ      ¦
¦   ¦          ¦                               ¦членами семьи;                  ¦
¦   ¦          ¦                               ¦- отсутствие возможности у      ¦
¦   ¦          ¦                               ¦одного из родителей работать,   ¦
¦   ¦          ¦                               ¦что связано с необходимостью    ¦
¦   ¦          ¦                               ¦постоянного ухода и присмотра за¦
¦   ¦          ¦                               ¦ребенком, обучающимся на дому;  ¦
¦   ¦          ¦                               ¦- социальная дезадаптация       ¦
¦   ¦          ¦                               ¦родителей, десоциализация детей ¦
+---+----------+-------------------------------+--------------------------------+
¦6. ¦Социальные¦- формирование программ        ¦- отсутствие системы            ¦
¦   ¦службы    ¦поддержки семьи с ребенком с   ¦сопровождения детей с ОВЗ после ¦
¦   ¦          ¦ОВЗ                            ¦окончания ОУ                    ¦
L---+----------+-------------------------------+---------------------------------